Корзина
7 отзывов
ООО «Агипласт» — Сделайте фургон легче и долговечней из сэндвич панелей монопан и монотерм
+78123807591
+79219171616

Журнал АВТОТРАК: КОНЕЦ СЭНДВИЧ-ПАНЕЛЕЙ

Журнал АВТОТРАК: КОНЕЦ СЭНДВИЧ-ПАНЕЛЕЙ

Автор: Алексей Мошков

КОНЕЦ СЭНДВИЧ-ПАНЕЛЕЙ?

Помнится, еще 15 лет назад большинство автомобилей-фургонов, эксплуатирующихся на наших дорогах, представляли собой каркасную конструкцию, обшитую металлом, с наполнителем внутри. Достаточно вспомнить продуктовые и промтоварные фургоны на шасси «ГАЗонов» и «ЗиЛов», легендарные рефрижераторные полуприцепы «ALKA CH 13». Их производство было массовым, цены благодаря этому невысокими, а отремонтировать в случае чего фургон такой конструкции не представляло собой сложности.

И где они теперь? Доживают свой век под заборами крупных АТП или работают у небогатых перевозчиков в глухомани. Их место прочно заняли надстройки из сэндвич-панелей. Кажется, нет такой сферы в строительстве надстроек, где они не находят применения.

Из относительно легких и обладающих теплоизоляционными свойствами сэндвич-панелей изготовляются промтоварные, изотермические и рефрижераторные фургоны, автолавки, дома на колесах и т.д. Производство и ремонт кузовов из сэндвич-панелей стали массовыми, их стоимость снижается. Чего же еще желать? Желать можно еще меньшей массы, стоимости и большей ремонтопригодности.

И вот на рынок выходит новый материал — сотовый пластик «MonoPan». Он разработан и производится в Германии с 1999 года. Сэндвич-панели MonoPan® состоят из сотового полипропилена и стекловолокна, армированного листами полипропилена, термически сваренных между собой. В результате сэндвич-панели являются монолитными и не подвержены расслаиванию. Но это теория. И когда меня пригласили познакомиться с изготовленным из такого материала фургоном, я не испытывал особого восторга.

Подумаешь — новый материал для сэндвич-панелей. Кому это может быть интересно? С такими мыслями я подходил к предоставленному для знакомства автофургону на базе пятитонного «IVECO-DAILY 50с15». Пять тонн в данном случае означают полную массу автомобиля.

Утро выдалось пасмурное, и с первого взгляда фургон не впечатлил. Да, материал кузова немного другой в сравнении с дверями, изготовленными из обычных сэндвич-панелей. Но на этом вся разница, кажется, заканчивается. Неясно из-за чего шум. Но стоило выйти солнцу, как стенки «будки» стали полупрозрачными. Настолько, что при закрытых дверях внутри кузова было светло как днем. А самое главное — материал «на просвет» воспринимался как единое целое. Даже и не верится, что он имеет несколько слоев. Новый материал очень тонкий и легкий. Насколько? Фургон весит на 200 кг меньше такого же, изготовленного по традиционной технологии из сэндвич-панелей. Разница могла бы быть и больше, но из нового материала пока изготавливаются только боковые стенки и крыша. Но и 200 кг — это немало. Особенно для автомобилей, шасси которых имеют небольшую полную массу.

У легкого фургона и центр тяжести ниже, что делает его более устойчивым при маневрировании. Ну а поскольку любые спортивные телодвижения в городе неизбежны, то они рано или поздно заканчиваются близким «знакомством» с другими автомобилями. Интересно узнать, как же обстоят дела у нового материала с ремонтом. Как известно, ремонт поврежденных участков фургонов из сэндвич-панелей на большой площади — занятие трудоемкое. В случае же с материалом «MonoPan» возможно применение сварки (!), склеивания или установки заклепок.

В случаях же совсем мелких повреждений, типа вмятин, производить ремонт и вовсе нет необходимости. Материал «помнит» свою форму, и самостоятельно восстанавливает ее после снятия нагрузки. Прошлой зимой на фургон из такого материала, стоящего на площадке одного из московских дилеров, с крыши офисного здания обрушился пласт снега и льда, сделав приличных размеров вмятину в крыше. Дело было вечером, детальный осмотр повреждений фургона и решение вопроса о его ремонте отложили на следующий день, а на ночь «от греха подальше» поставили пострадавший автомобиль в теплый гараж. Утром комиссия возмущалась по поводу того, что предназначенный к осмотру поврежденный фургон кто-то выгнал из бокса. Но все оказалось просто. Машина, попав с улицы в теплое помещение, нагрелась, снег растаял, и крыша фургона вновь приняла прежнюю форму. С «будкой» из традиционных сэндвич-панелей такой фокус явно бы не прошел. В чем же секрет? В том, что средний сотовый слой полипропилена обладает амортизационными свойствами и способен восстанавливать первоначальное состояние. Наружные же слои не вступают во взаимодействие с агрессивными дорожными реагентами, не боятся влаги, не подвержены гниению, расслаиванию, полностью негигроскопичны. Что же касается стоимости, то она в последнее время приближается к цене обычного фургона.

Так что же, дни традиционных сэндвич-панелей сочтены? Не совсем. Прежде всего, уменьшение массы надстройки наиболее актуально для автомобилей категории «В». Возможность, не вылезая за лимит в 3500 кг, получить внеплановые 100-150 кг грузоподъемности очень впечатляет. Неплохо это и для машин полной массой до 5-7 тонн, типа «Iveco Daily» или «Mercedes-Benz Sprinter», что позволяет взять «на борт» лишнюю четверть тонны груза.

Что же касается фургонов, установленных на шасси «настоящих» среднетоннажников, здесь не все так просто. Надстройки, о которых идет речь, в основном предназначены для перевозки легких, но имеющих большой объем грузов. Еще в советское время при перевозке такого груза грузоподъемность базового шасси «среднетоннажника» до конца не использовалась. И сейчас фургон на базе удлиненной «Газели» уступает в объеме фургону, установленному на «ЗИЛ», не очень сильно. Но если «Газель» использует всю свою грузоподъемность, то «ЗИЛ» нагружен едва ли более чем на 2/3. Значит проблема «лишнего веса» для классических среднетоннажных автомобилей стоит не так остро. Уменьшение массы автомобиля на 300 кг даст, конечно, экономию топлива, но при эксплуатации машин в городе, длительной работе их двигателей на холостом ходу в пробках и зимой в ожидании разгрузки, не очень заметную. Тем более что наша страна — Великая Энергетическая Держава и говорить про какую-то «экономию» просто непатриотично. Хоть надстройки из «MonoPan» на шасси среднетоннажников есть в наличии, пользоваться спросом они будут после того, как сравняются своей стоимостью с фургонами из традиционных сэндвич-панелей.

Есть еще, конечно, и международные перевозки, где проблема уменьшения снаряженной массы транспортного средства всегда актуальна. Но, несмотря на то, что панели из «MonoPan» могут изготавливаться более чем 13-метровой длины, таких полуприцепов я пока что не видел. Можно купить лишь тентовый полуприцеп, не предназначенный для верхней загрузки, с крышей из такого материала. К тому же «MonoPan» — не вполне подходящий материал для производства пищевых изотермических фургонов и рефрижераторов.

Но все-таки изготовленный из такого материала промтоварный фургон, установленный на шасси малотоннажного автомобиля — штука действительно роскошная. Легкая и светлая. Спрашивайте у дилеров!

http://www.autotruck-press.ru/articles/4323/